В ЗАКОН "О ВЕТЕРИНАРИИ" ВНЕСУТ СТАТЬЮ "ОСОБЕННОСТИ ВЫВОЗА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ТОВАРОВ В ГОСУДАРСТВА, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ЧЛЕНАМИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА"

21 июня 2019

На портале regulation.gov.ru размещен проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в части особенностей вывоза товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза".

Законопроектом предусматривается обеспечение исполнения обязательств России, принятых при присоединении к ВТО, в части осуществления государственного ветеринарного контроля (надзора) за организациями и лицами, ‎вывозящими и (или) планирующими вывозить подконтрольные товары ‎в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза (далее – государства-импортеры). Согласно обязательству с даты присоединения к ВТО при применении статьи 3.1 Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер все санитарные и фитосанитарные меры, принятые Российской Федерации или компетентными органами Таможенного (Евразийского экономического) союза, будут основываться на международных стандартах, руководствах или рекомендациях, предусмотренных указанным Соглашением ВТО (к которым относятся стандарты, руководства и рекомендации Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ) и Комиссии Кодекс Алиментариус).

Пунктом 2 статьи 3.2.7 Кодекса наземных животных Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ) установлено, что «в случае с экспортом пищевых продуктов животного происхождения Ветеринарный орган должен доказать, что располагает полной нормативно-правовой базой, позволяющей органам проверять соблюдение санитарно-гигиенических правил в отношении данных товаров и подвергать их проверке на соответствие стандартам Кодекса Алиментариус и МЭБ (или эквивалентным). Должны действовать системы контроля, позволяющие Ветеринарному органу экспортирующей страны выдавать разрешения на использование помещений, служащих целям экспорта. Ветеринарная служба должна быть в состоянии проводить исследование и обработку экспортных продуктов, контроль их перевозки, условий обращения и хранения, равно как и проводить инспектирование на всех этапах экспортной цепи. Нормативно-правовая база по экспорту должна определять условия вывоза за рубеж животных, продуктов от животных и кормов».

Кроме того, пунктом 5.2. Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Таможенного союза № 317, установлено, что экспортер обязан соблюдать требования ветеринарного законодательства государства-импортера.

Необходимость принятия законопроекта также продиктована тем, что национальное законодательство ряда государств-импортеров (Азербайджан, Бахрейн, Бразилия, Вьетнам, Грузия, государства Евросоюза, Египет, Иран, Ирак, Катар, Китайская Народная Республика, Куба, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Корея, Сингапур, Турция, Япония) при осуществлении ввоза продукции животного происхождения на свою территорию предусматривает, чтобы импортируемые подконтрольные товары животного происхождения, вывозились в государства-импортеры
‎с аттестованных (обследованных) объектов, связанных с содержанием животных, производством, переработкой и (или) хранением подконтрольных товаров (далее – объекты). Информация о таких объектах подлежит постоянной актуализации.

Кроме того, если компетентный орган страны-импортера по результатам изучения системы ветеринарного надзора экспортирующей страны убедится, что эта система в достаточной степени способна обеспечить безопасность импортируемых подконтрольных товаров, она может предоставить компетентному органу страны-экспортера право самостоятельно проводить обследования предприятий для включения ‎их в собственные реестры (такой порядок уже согласован с Азербайджаном, Саудовской Аравией, с ЕС (по отдельным видам подконтрольных товаров), Катаром, Ираном). В этом случае существенно уменьшается время, необходимое для аттестации предприятий государством-импортером.

В пояснительной записке говорится, что принятие законопроекта позволит отечественным предприятиям-производителям исполнить требования государств-импортеров и тем самым повысить свой экспортный потенциал. Это, в свою очередь, положительно повлияет на динамику беспрепятственного продвижения товаров отечественного производства на рынки государств-импортеров. Определение четких и прозрачных требований к процедурам вывоза подконтрольных товаров в ветеринарном законодательстве РФ позволит избежать необоснованных претензий к российским экспортерам со стороны ветеринарных служб государств-импортеров.

Законопроектом предусматривается, что вывоз в государства-импортеры подконтрольных товаров с территории Российской Федерации осуществляется с объектов, которые по результатам обследования Россельхознадзора признаны соответствующими ветеринарным требованиям государства-импортера. Обследование объектов проводится:

а) по заявлению собственников либо арендаторов объектов применительно к виду подконтрольного товара и государству-импортеру;
б) в случае получения федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора информации от компетентного органа государства-импортера о несоответствии объектов и (или) подконтрольных товаров, вывезенных из объектов, ветеринарным требованиям государства-импортера.

Законопроектом устанавливается, что информация о результатах обследования объектов, а также о временном ограничении вывоза из объектов подконтрольных товаров в государства-импортеры будет содержаться в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии.

Источник новости

Вернуться к списку